Музыкальное искусство для дошкольников

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

24.01.2024

 

УВАЖАЕМЫЕ   РОДИТЕЛИ!

Обогащайте духовный мир ребенка  музыкальными впечатлениями. Повышайте его интерес к музыке. Передавайте детям традиции своего народа. 

НЕ  УПУСТИТЕ  ВРЕМЯ!    МУЗЫКАЛЬНЫЙ   ГЕНИЙ   МОЖЕТ

ПРОСНУТЬСЯ   В  РЕБЕНКЕ  УЖЕ   В  3  ГОДА!

 Музыка – могучее  средство  всестороннего  развития  ребёнка, формирования  его  духовного  мира. Она  расширяет  его  кругозор, обогащает  чувствами,  вызывает  радостными переживаниями. Способствует  воспитанию  правильного  отношения  к  окружающему  миру. Привлечение  к  музыке  активизирует  восприятие, мышление  и  язык, воспитывает  высокий  эстетический  вкус, развивает  музыкальные  способности, творческую  инициативу,  воображение, всесторонне  влияет  на  её  развитие.

   Развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом  восполним  впоследствии.

      Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру.

   Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный  на  воспитание музыкальной  культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью  становления  творческой личности  ребёнка.    

   Программа воспитания в детском саду построена с учётом комплексного подхода  к применению музыки как средства общего и музыкального развития ребёнка. Знакомство  с  музыкой  в  детском  саду  начинается  с  поступлением  ребёнка  в  детский  сад  и  до  выпуска  в  школу. На  протяжении  четырёх  лет  с  детьми  ведётся  большая  систематическая  работа. Детям предоставляется возможность проявить себя в разных видах музыкальной деятельности.

   Музыка развивает у   ребёнка умственные способности. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней  включает  характеристику эмоционально -   образного  содержания.   

   Словарный запас детей обогащается образными словами  и выражениями, характеризующими  настроение, чувства  переданные  в  музыке.

   Дошкольники приобщаются к музыке не только на занятиях, но и на праздниках, концертах, вечерах развлечений и досугах. Они слушают музыку, поют, танцуют, играют на детских музыкальных инструментах, импровизируют. Музыка звучит в сюжетно-ролевых играх, на занятиях по физкультуре, на прогулке. Приобретая  в  процессе  музыкальной  деятельности  определённые  знания  о  музыке, умения  и  навыки,  дети  приобщаются  к  музыкальному  искусству, становятся  более эмоциональными,   активными, формируется  музыкально-эстетическое  сознание. Приобщаясь  к  культурному  музыкальному  наследию  прошлого  и  настоящего, ребёнок  познаёт  эталоны  красоты, присваивает  ценный  культурный  опыт  поколений, познаёт  себя.

Если  у  вас  дома  есть  музыкальные  инструменты, обязательно  позволяйте  вашему  малышу  играть  на  них.

Умейте   терпеть, и  ждать!

  

свернуть

А у нас Коляда

12.01.2024

Коляда к нам пришла, счастье в дом принесла!

Наш любимый детский сад целый день ликует,

Потому что всей гурьбой в нем нынче колядуют!

Слаженно поют колядки в эти праздничные святки,

Счастья всем, добра желают, дружно сеют, посевают!

 11 января в нашем детском саду прошли Рождественские колядки. Дошкольники были не только зрителями, но и непосредственными участниками. Хороший эмоциональный настрой подарили ряженные воспитанникам  и сотрудникам. Они исполняли колядные песни, заклички, прославляя Коляду, водили хороводы.

свернуть

Консультация для родителей "Путь детей к творчеству"

21.09.2023

Хрустальный башмачок

22.05.2023

Дети старшей группы приняли участие в районном конкурсе вальса "Хрустальный башмачок" и отмечены дипломом 2 степени в номинации "Лучший детский вальс". 

свернуть

Праздник 23 февраля

20.02.2023

Праздник 23 февраля считается праздником настоящих мужчин, связанных своей работой с военной службой, милицией, армией или когда-либо служивших там. Ныне в этот день поздравляют  всех  мужчин

  

Праздник 23 февраля за время своего существования менял названия несколько раз. Сначала \то был праздник -  День Советской армии и Военно-морского флота.

В Беларуси праздник 23 февраля после провозглашения независимости государства был назван Днем защитника Отечества и Вооруженных Сил Беларуси. Сохранена традиция поздравлять близких и дорогих мужчин, всех тех, кто дарит чувство защиты и силы в обыденной жизни.

 

Накануне этой даты  спешим поздравить всех мужчин с наступающим праздником 23 февраля!

Здоровья Вам и мира!

свернуть

День Матери

13.10.2022

Нет более тесной связи, чем невидимые глазу нити между нами и нашими родительницами. Нередко мы ловим себя на мысли, что чувствуем перемены и даже настроение друг друга на расстоянии. Это что-то свыше, дарованное нам судьбой. И когда в Беларуси утвердили новый праздник – День матери, он быстро стал набирать популярность. Конечно же, в этот праздничный День стоит навестить самого дорогого человека — Маму, и лучше не с пустыми руками. Ведь смысл праздника в том, чтобы мы уделяли внимание своим матерям. Подарок или просто букет цветов маму, безусловно, порадует. На День Матери дети дарят матерям цветы, праздничные открытки, посвящают мамам песни и стихи. Но помните – не нужно ждать Дня матери для того, чтобы сказать ей слова любви и поддержки. Любите своих матерей, говорите им о том, какую важную роль они играют в вашей жизни каждый день.

свернуть

Какую музыку нужно слушать детям?

05.09.2022

Какую музыку нужно слушать детям?

Музыка Моцарта, обладает универсальным позитивным эффектом воздействия. Она удивительно точно находит различные «болевые» точки и органично встраивается в самые невидимые уголки души и тела каждого человека. Этот феномен позволяет говорить о так называемом Моцарт-эффекте.

В результате многолетних наблюдений врачи пришли к выводу, что соната Моцарта для двух фортепиано до-мажор помогает тем, кто болен болезнью Альцгеймера. Сонаты Моцарта уменьшают количество эпилептических приступовВ США музыку Моцарта применяют при лечении неврологических заболеваний. Такая терапия улучшает мелкую моторику

Музыка Моцарта имеет чудодейственную целительную силу. Она улучшает слух, память и … речь. Каким образом?

По одной из версий в музыке Моцарта имеется большое количество звуков высокой частоты. Именно эти частоты несут целительную нагрузку. Эти звуки, которые вибрируют с частотой от 3000 до 8000 Гц входят в резонанс с корой головного мозга и улучшают память и мышление. Эти же звуки укрепляют микроскопические мышцы уха.

Музыка  Моцарта полезна в любом возрасте. Детям она помогает лучше справляться с учебой и преодолевать нарушения координации движений, улучшает речь и успокаивает при нервном возбуждении. Доказано, например, что учебный материал лучше усваивается, если в процессе обучения устраивать 10-минутные «музыкальные паузы», а младенцев, которые слушали Моцарта еще до своего рождения, находясь в утробе матери, позднее было легче успокоить под его музыку. Что же касается взрослых, то им Моцарт может помочь улучшить слух и справиться с душевными проблемами.

 

 

свернуть

Для чего нужна музыка?

01.09.2022

Для чего нужна музыка?

Зачем музыка? Мы ведь живём без неё». Ну, во-первых, без музыки никто и не живёт. Она звучит повсюду. Дети, буквально с пелёнок знакомы с миром музыки, имеют уровень развития значительно выше среднего. Если недавно отношение к занятиям музыкой имело как бы прикладной характер, то сейчас всё более и более родителей осознают необходимость обучения музыке для нормального, гармоничного развития. Что значит «гармоничное развитие?». Это связано как с физиологией, так и с работой мозга. Воздействие музыки приводит к более интенсивному сообщению между различными отделами мозга, так как музыкальные навыки, обязанные правому полушарию, способствуют его воссоединению с левым. И когда они объединяют свои возможности, результат оказывается Психологи постоянно подчёркивают благотворное влияние пения на детское развитие, прежде всего речевое. Связь музыки и речи объясняет многократно замеченную «помощь», которую оказывает музыка и в изучении языка, и в освоении навыков чтения, и в излечении речевых расстройств. Часть мозга, которая при занятиях музыкой развивается более всего, является определяющей и в понимании слов, и в развитии математических способностей. Во время пения углубляется дыхание, активизируется и укрепляется артикулярный аппарат. Поэтому музыкальный ребёнок лучше читает, раньше приобщается к речи и эффективнее использует её. Игра на музыкальном инструменте развивает «мелкую моторику», то есть координацию движения рук и пальцев. Движения, в которых участвуют мелкие мышцы пальцев, специалисты называют тонкой моторикой и утверждают, что существует тесная связь между ней и зонами в головном мозге, отвечающими за развитием речи. Пение, ритмические движения, игра ну музыкальных инструментах развивает мышление, память, способности к письму и чтению.

свернуть

 Дыхательные упражнения для детей

12.09.2022

 Дыхательные упражнения для детей  

 Упражнение «Ходьба»

Встать прямо, голову не опускать, ноги вместе, плечи опущены и отведены назад, грудная клетка развёрнута. Проверить осанку. Обычная ходьба; ходьба на носках; ходьба на пятках; ходьба на наружном своде стопы. Повторить все виды ходьбы, меняя направление движения по залу. Следить за осанкой. Продолжительность ходьбы 40-60 с. Взрослый говорит стихи, направляя ими детей на нужные движения:  

                  Мы проверили осанку

                  И свели лопатки.

                  Мы походим на носках,

                  Мы идём на пятках,

                  Мы идём, как все ребята,

                  И как мишка косолапый

Упражнение «Самолёт»

Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху. Поднять голову вверх – вдох. Сделать поворот в сторону, произнося «жжж…» - выдох; стать прямо, опустить руки – пауза.

Повторить 2-4 раза в каждую сторону:

                  Расправил крылья самолёт,

                  Приготовились в полёт.

                  Я направо погляжу:

                  Жу-жу-жу.

                  Я налево погляжу:

                  Жу-жу-жу  

Упражнение «Дом маленький, дом большой»

Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»). Ходьба по залу: «Мишка наш пошёл домой, да и крошка заинька».

Повторить 4-6 раз:

                  У медведя дом большой,

                  А у зайки – маленький.

                  Мишка наш пошёл домой

                  Да и крошка заинька (стихи Е. Антоновой-Чалой).

Упражнение «Ёж»

Дети ложатся на спину (на ковёр), руки прямые, вытянуты за голову. В этом положении по команде педагога дети делают глубокий вдох через нос при чтении двустишия:

                  Вот свернулся ёж в клубок,

                  Потому что он продрог.

Дети руками обхватывают колени и прижимают согнутые ноги к груди, делая полный, глубокий выдох при чтении стиха:

                  Лучик ёжика коснулся,

                  Ёжик сладко потянулся.

Дети принимают исходное положение и потягиваются, как ёжик, становятся «большими, вырастают», а затем, расслабляясь, делают спокойный вдох и выдох через нос. Всё упражнение повторить 4-6 раз.

свернуть

Музыкальное воспитание в семье

19.09.2022

Музыкальное воспитание в семье

    Как воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье? Как пробудить у него интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать?

    К сожалению многие родители ещё считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению к одаренным детям, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребёнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем необязательно. Но, каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет, каждый нормальный, здоровый ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка.

  От взрослого зависит то, чтобы ребёнок подружился с Моцартом, Чайковским, Бетховеном, Прокофьевым. Если ребёнок с раннего возраста находится в благоприятном музыкальном окружении, то это не может не обогащать его духовный мир, делать его чувства благородными, глубокими, отзывчивыми.

   Для формирования музыкального восприятия необходимо отвести специальное время для знакомства с музыкой и песней. Нельзя забывать и о роли личного примера взрослых, который выражается в их собственном отношении к музыке.

    Чем больше и чаще дети слушают музыку и песню, тем ближе и понятнее становятся для них музыкальные образы. Музыка становится их постоянным спутником в жизни. Дети учатся понимать и любить музыку.
   Чем раньше ребёнка приобщают к музыке, тем успешнее идёт его развитие в музыкальном отношении. Дети, посещающие детский сад увлечённо занимаются пением, слушают музыку на музыкальных занятиях.

          Родители должны интересоваться, чему учат ребёнка на музыкальных занятиях в детском саду. Важно вызывать у него желание и дома петь те песни, которые он учил в детском саду. Интерес родителей к музыкальной деятельности детей в детском саду содействует развитию у ребёнка огромного желания активно принимать участие в этой деятельности, воспитывает любовь и интерес к музыке.

    В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному искусству является слушание музыки, которое развивает у ребёнка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию эстетических идеалов, помогает понимать прекрасное в жизни. В ребёнке будет воспитан культурный уровень в том случае, если музыка рано входит в его жизнь, если ребёнок с малых лет «встречается» с песней, инструментальной музыкой. Если в семье любят и понимают музыку и такое же отношение к ней стараются передать и ребёнку, тогда и он начинает понимать и любить её.

   Самым доступным средством является аудиозапись. Слушая запись, дети учатся различать характер музыкальных произведений, у них накапливается багаж музыкальных впечатлений. Хорошо, если слушание музыки связывается с событием, впечатляющим для ребёнка. Например: посещение цирка созвучно слушанию пьесы «Клоуны» Кабалевского, «Смелый наездник» Шумана, «Медведь, танцующий под флейту» Александрова. Эти встречи со знакомыми музыкальными образами, совпадающими с образами, увиденными в жизни, закрепляют у него стойкий интерес к музыке. Теперь ему полезно дать послушать новую музыку, чтобы он попытался в ней услышать сам, о чём она рассказывает, какие чувства и настроения несёт в себе.

    Нельзя давать сразу много произведений для слушания, а также принуждать ребёнка помимо его воли слушать музыку. Это вызывает сопротивление и нежелание слушать музыку.

  Большие возможности в эстетическом воспитании детей, в приобщении их к музыке дают радио и телевидение. По радио организуются циклы музыкальных передач, концерты для детей. В результате слушания этих передач у детей расширяется кругозор, накапливается репертуар любимых песен, пьес, исполнение которых в радиопередачах выразительное и художественное. Дети с удовольствием слушают такие радиопередачи. Это понятно: они доступны, интересны своим содержанием, динамичностью, яркостью, образностью. Но слушание радиопередач трудно тем, что не подкрепляется зрительными образами, фантазии, помогающей осмыслить музыку. Поэтому для маленького слушателя надо создать обстановку, помогающую ему сосредоточиться, не отвлекать его разговорами, шумом, дополнительными пояснениями. Пусть вслушивается, сосредотачивается, вдумывается.

   Дети с удовольствием смотрят телевизионные передачи, встречаясь с любимыми сказками, со сказочными героями, куклами любимых игрушек. Голубой экран позволяет ребёнку познакомиться со многими событиями, явлениями окружающей жизни, с людьми труда, героями. Большое познавательное значение для детей имеют такие передачи, в которых дети слышат рассказ о композиторе, о музыке и музыкальных инструментах, о характере музыкальных произведений, в которых дети знакомятся с элементарными средствами музыкальной выразительности. Это способствует музыкальному развитию ребёнка. Во время этих передач нужно помочь ребёнку понять трудное, повторить то, что он не расслышал или недопонял. Эти передачи увлекают молодого зрителя тем, что он часто видит на голубом экране своих сверстников, приглашенных в телестудию. С живым интересом смотрят малыши по телевидению выступления детей детского сада, где дети поют, танцуют, читают стихи, инсценируют сказки, играют в детском оркестре.  Телепередачи требуют воспитания в детях культуры и умения смотреть и слушать.

   Просмотр передач должен быть специально организованным, а не служить фоном к еде, игре и другим занятиям. Это не может быть «между прочим» - такой просмотр приносит только вред: вырабатывается привычка рассеянного внимания, снижается интерес к музыке, пропадает желание слушать её, тем более слушать до конца. И главное – много и часто проводить время у телевизора недопустимо. Это вредно для здоровья, перенасыщает ребёнка впечатлениями, приучает его к поверхностному восприятию.

   Зато глубоко осмысленные передачи готовят детей к посещению музыкальных театров, а позднее – когда они станут школьниками – лекториев детской филармонии. 

свернуть

Музыкально-ритмические игры

26.09.2022

Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста

03.10.2022

Мелодии вместо лекарства!

05.10.2022